Ошибка многих студентов – это отказ от составления конспектов. Ребята считают, что это скучное и бесполезное занятие. Давайте разберёмся, зачем нужен конспект. Представьте себе такую ситуацию: вы слушаете интересную лекцию и думаете, что информация откладывается в вашей памяти. Затем приходите домой, открываете домашнее задание и понимаете, что не можете с ним справиться. Если бы вы сделали краткие записи, то с лёгкостью бы вспомнили материал.
Конспект помогает усвоить информацию в структурированном виде. К нему можно обращаться при выполнении домашней работы и подготовке к сессии. Когда студент пишет конспект, он перефразирует мысли преподавателя, сокращает их и, как следствие, запоминает новый материал.
Мы собрали рекомендации по составлению кратких записей, чтобы сделать ваш учебный процесс интереснее и проще.
Организация
1. Выберите, в чём будете писать конспекты. Заведите отдельную тетрадь или воспользуйтесь листами формата А4. Их нужно пронумеровать и поместить в специальную папку.
2. Делайте подзаголовки и заголовки. Они не только систематизируют информацию, но и помогают студенту ориентироваться в своих записях.
3. Включите воображение. Используйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры и стикеры. Пишите заголовок другим подчерком, подчёркивайте термины и определения. Можете даже сделать тематические рисунки. В общем, не ограничивайте свою фантазию.
4. Создайте структуру записей. Для этого вам нужно определиться с методом конспектирования. Вот основные из них:
• свободная форма: графики, схемы, цитаты, заметки;
• деление листа на три области: слева – краткие факты, имена и даты, справа – главные мысли лектора, внизу – итоги темы;
• таблица: выделите категории (например, «дата», «личность», «событие») и запишите информацию в нужные колонки;
• нумерация: во время пары составьте тезисы и пронумеруйте каждую строку. Если в новой фразе есть отсылка к пройдённому материалу, то поставьте в конце предложения пометку, например, «см. №7»;
• интеллект-карты: в центре напишите тему конспекта и сделайте от неё «веточки». Каждая из них будет означать определенный пункт, в который можно добавить записи.
Практика
1. Подберите удобную ручку. От «рабочего инструмента» напрямую зависит то, как быстро вы будете писать. Купите несколько ручек и протестируйте их в свободное время.
2. Проработайте свой почерк. У каждого преподавателя свой темп речи. Часто студенты не успевают аккуратно записать материал, а потом не могут разобраться в конспекте. Этого не произойдёт, если вы будете следить за своим почерком. Для экономии времени советуем использовать общепринятые сокращения слов.
3. Если преподаватель продиктовал понятие, которое вам незнакомо, и не дал определение, нужно поставить возле него восклицательный знак. Потом его нужно будет обязательно разобрать.
4. Не старайтесь уместить много текста в одну строчку. Оставляйте свободное место для собственных примечаний: номеров экзаменационных билетов, отсылок к учебникам и дополнительной литературе.
Теперь, следуя нашим советам, вы сможете без труда составить хороший конспект. Вооружитесь красивой канцелярией и отправляйтесь покорять научные вершины!
Статьи и обзоры